ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Философский факультет
Кафедра гуманитарных проблем информатики

Лукиных Т. Н., Можаева Г.В., Рожнева Ж.А.

Вебография: источниковедческие аспекты
(Методическое пособие)
Томск - 2002

©Томский государственный университет, 2002

В истории развития человечества информационные процессы изначально играли важную роль, уходя своими корнями в механизмы поведения и общения, постоянства и развития. С одной стороны, развитие человечества, человеческие способности вызывают к жизни многообразные и сложные процессы накопления, запоминания, передачи и обработки информации, увеличения ее объемов. С другой стороны, нарастание объемов информации вызывает обратный эффект - усиливает потребность в новых средствах коммуникации, что неизменно влечет переизбыток информации и возникновение информационных барьеров. Выход из информационных барьеров находит человек, в очередной раз усовершенствуя информационные процессы, создавая новые механизмы накопления, передачи и обработки информации. Следствием этого становится усложнение структуры, увеличение количества и видов источников по мере развития общества.

Наиболее продуктивным в этом отношении можно считать XX век - время многих культурных потрясений, в числе которых так называемая "третья информационная революция", одним из последствий которой стало вступление в качественно новую эпоху - эпоху информации. С наступлением этой эпохи появляется качественно новый вид исторического источника - электронный источник и его частный случай - Internet-источник.
Освоение историками Internet началось не так давно - по разным оценкам 6-7 лет назад - и прошло в своем развитии несколько последовательных этапов [1]. Сегодняшний этап можно охарактеризовать:
- количественным ростом ресурсов;
- вовлечением в процесс создания ресурсов историков-профессионалов;
- теоретическим осмыслением проблем, возникающих в связи с этими процессами.

В исследовательский оборот сегодня вовлекается все больший массив разнородных источников, размещенных в сети Интернет, однако практическое их использование в учебном процессе и в исследованиях осложняется недостаточной разработанностью проблем источниковедческого анализа электронных документов, отсутствием разработанной системы представления размещаемых в сети Интернет исторических ресурсов и их источниковедческого описания. Вместе с тем, источники Интернет обладают своей спецификой, что обуславливает необходимость разработки совершенно новых принципов работы с подобного рода ресурсами.

Рассмотрим структуру источниковедческого описания Internet-ресурсов
Анализ ресурсов сети Интернет позволяет выделить два основных вида исторических электронных источников, размещенных в сети:
- электронный документ как аналог традиционного письменного источника;
- web-сайт, специализированный на размещении исторических материалов, как самостоятельный электронный источник.

Первая группа объединяет электронные версии печатных изданий, оцифрованные источники и другие отдельные документы, размещенные в сети Интернет. Их специфика по сравнению с привычными нам группами исторических источников обусловлена главным образом "нетрадиционной" формой представления информации при фактическом тождестве структуры и содержания.
Вторая группа представляет web-сайты, которые также можно рассматривать как самостоятельные исторические источники. В этом случае усложняется структура электронного источника, обостряется проблема авторства и особенно важным становится источниковедческое описание. Помимо разной с традиционными материалами формы представления информации, источники этой группы имеют принципиально отличную структуру организации документа.
Соответственно, предлагаются различные типы описаний названных выше ресурсов Интернет как исторических источников.
Схема описания отдельного электронного документа включает следующие позиции (рис. 1):
- название документа;
- автор(-ы);
- датировка;
- краткая аннотация;
- формат документа;
- наличие печатных версий;
- указание сайта, на котором размещен документ;
- наличие других сайтов, на которых также размещен данный документ.


Рисунок 1. Пример оформления описания электронного документа на web-странице

Первые три позиции в данном описании - название, определение авторства и датировка источника - являются традиционными в источниковедческом анализе и не требуют особых пояснений. Остальные позиции описания обусловлены спецификой данного вида источников и направлены на более эффективное использование ресурсов пользователями сети Интернет в исследовательской и образовательной практике.
Краткая аннотация даёт предварительное представление о характере ресурса и его содержании и, вместе с тем, является наиболее субъективной позицией источниковедческого описания. Схема аннотации отдельного документа применима и при описании историографических материалов в сети Интернет, что в большой степени обусловлено их относительной немногочисленностью.
Следующей позицией описания Интернет-ресурсов является указание формата документа (zip, word, html), что важно при принятии решения воспользоваться ссылкой на документ с учетом временных и финансовых факторов.
Важным пунктом описания является указание на наличие печатных версий материала, что усиливает достоверность представленного материала и облегчает поиск печатного аналога в случае необходимости. Кроме того, в нашем в большой степени консервативном научном сообществе ссылка на опубликованный в "серьезном издании" материал вызывает значительно больше доверия, нежели ссылка на web-сайт. Указание на наличие печатных версий представляется необходимым при описании ресурсов Интернет и в силу специфики сегодняшнего состояния сети, связанного с постоянными обновлениями web-сайтов, что затрудняет цитирование размещенных на них ресурсов. Для решения этих же проблем предложена и последняя позиция в описании - альтернативные адреса, на которых можно найти тот же материал.
Наконец, при использовании аналогов традиционных источников в Интернет встает проблема их полноты и выверенности по отношению к исходному тексту. К сожалению, информация подобного рода авторами дается очень редко. В решении проблемы может помочь постраничная разметка текста, используемая, в частности, при размещении большинства материалов АИК.

Схема описания web-сайта, специализированного на размещении исторических материалов, как самостоятельного ресурса, включает следующие позиции (рис. 2):
- название сайта (ресурса);
- автор (-ы) ресурса;
- датировка;
- характер ресурса по тематике материала;
- тип ресурса;
- тип информации;
- краткая аннотация;
- адрес в сети Интернет.


Рисунок 2. Пример описания web-сайта

Предложенная схема описания web-сайта дает возможность составить достаточно полное представление о представленном ресурсе. В этой схеме отсутствуют позиции "формат" (поскольку любой сайт по определению является html-документом) и "наличие печатных версий" (которых не существует). Проблематичным оказывается указание авторства (неизвестно, кто является автором: разработчик, дизайнер, автор представленных материалов?..) и датировки (времени существования последней версии сайта - той, которой вы воспользовались - или даты выставления сайта в Интернет).
Указание характера ресурса по тематике материала предполагает выделение монотематических и политематических сайтов.
Тип ресурса (научный, научно-популярный, развлекательный) позволяет определить степень достоверности данного ресурса. Это особенно важно, поскольку большинство имеющихся сегодня в сети Интернет специализированных сайтов по исторической проблематике являются любительскими, а работа с ними требует более тщательной источниковедческой критики, чем работа с профессиональными научными сайтами.
Указание типа представленной на сайте информации (текстовая, графическая, аудио-, видеоинформация) помогает определить методы источниковедческого анализа каждого типа информации и возможности использования их в исследовательской и образовательной практике.
Краткая аннотация сайта должна содержать первичную тематическую классификацию представленных на сайте материалов, указание на их специфику.
Представленные выше схемы описания ресурсов Интернет как исторических источников требуют доработки и уточнения. На первый взгляд, при описании ресурсов Интернет как исторических источников решается прежде всего чисто прикладные задачи, облегчающие возможности и формы использования этих ресурсов. Остается нерешенным ряд вопросов, связанных с определением авторства и датировки ресурсов Интернет; нерешенным остается и вопрос о том, кого считать автором сайта: разработчика, дизайнера, автора размещенных материалов?
Вместе с тем, создание системы описания ресурсов Интернет создает условия для решения задачи их источниковедческого анализа, для вовлечения этих ресурсов в научный оборот и реального превращения сети Интернет в новую информационную среду исторической науки.

Литература:

1. "Круглый стол" по проблеме "Историк, источник и Интернет" // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". 2000. № 26/27. С.127-171.
2. Бородкин Л.И., Владимиров В.Н., Гарскова И.М. Азбука Интернета // Новая и новейшая история. 1999. № 1. С.229-234.
3. Бородкин Л.И., Владимиров В.Н., Силин Н.Н. Поиск в Интернете // Новая и новейшая история. 1999. № 2. С.183-192.
4. Владимиров В.Н. INTERNET для историка: глобальная информационная игрушка или новая парадигма? // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". 1996. № 18. С.99-109.
5. Владимиров В.Н. Интернет для историка: и все-таки новая парадигма.// Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М.,2001. С.279.
6. Злобин Е.В. Internet как исторический источник для изучения военных проблем новейшей российской истории // Круг идей: историческая информатика на пороге XX века. М.-Чебоксары, 1999. С.263-292.
7. Интернет - новая информационная среда исторической науки. Тезисы международной конференции. 26 - 28 мая 1998 г. Барнаул, 1998. 56 c.
8. Лукиных Т. Н., Можаева Г.В., Рожнева Ж.А. Ресурсы сети Интернет: к проблеме источниковедческого описания // Педагогические аспекты исторической информатики: Выпуск 3: Информационное обеспечение исторического образования. Сб. статей. Минск-Гродно, 2003. С. 98-102.
9. Можаева Г.В. Интернет для историков: о модели построения тематического образовательного портала // Открытое и дистанционное образование: анализ опыта и перспективы развития: Материалы международной конференции (Россия, Барнаул, 2 - 4 октября 2002 г.)/Под ред. С.А. Безносюка. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. - С. 243 - 247.
10. Можаева Г.В. Информация в истории: исторические аспекты в информациологии // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер. №29. Июнь, 2002. С. 158-168.