ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Философский факультет
Кафедра гуманитарных проблем информатики

Можаева Г.В., Фещенко А.В.

Электронные ресурсы в историческом образовании
(Методическое пособие)
Томск - 2003

©Томский государственный университет, 2002

 

Введение
Классификация электронных учебных изданий
Электронные учебные издания в историческом образовании
Ресурсы Интернет в историческом образовании
Заключение
Литература


Введение

Развитие системы открытого образования, акцент на индивидуализацию учебного процесса, изменение мотивации учебной деятельности требуют изменения организации учебного процесса и, в первую очередь, расширения учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса и познавательной деятельности обучающихся, основу которого составляют электронные учебные издания.
Создание образовательных электронных изданий определено в качестве одного из основных направлений стратегии информатизации всех форм и уровней образования в России [3].

Развитие индустрии информационных услуг сферы образования, включающей производство образовательных электронных изданий и программно-методического обеспечения, наряду с созданием и развитием телекоммуникационных структур отдельных образовательных учреждений и отрасли в целом, систем качества образования составляет основу формирования инфраструктуры информатизации образования.

Вместе с тем, в настоящее время налицо явное отставание методических разработок в области электронных учебных средств от соответствующих технологических разработок. Такое отставание вполне закономерно, поскольку в методическом плане электронные средства поддержки обучения интегрируют знания таких разрозненных наук как психология, педагогика, математика, информатика и многих других. Именно отставание в разрешении методологических проблем является одной из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями применения новых информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Предметом учебного издания являются специально отобранные в определенном объеме и адаптированные в соответствии с читательским адресом теоретические и прикладные знания. Теоретические знания касаются, прежде всего, основ науки, прикладные знания отражают базовую информацию профессиональной деятельности в конкретной сфере. Изложение содержания, структура, оформление учебного издания подчинены законам дидактики, образовательным, воспитательным задачам.
Электронные учебные издания (ЭУИ) отличаются от обычных учебных изданий:
- содержанием знания,
- представлением содержания знания,
- размещением содержания знания.
Содержание ЭУИ должно соответствовать ГОСам ВПО и современным технологиям обучения, учитывать необходимость активного использования компьютерной техники в учебном процессе. Учебный материал должен быть структурирован в ней таким образом, чтобы сформировать у обучаемого личный тезаурус научно-предметных знаний, развить навыки владения профессиональными приемами, методами и способами их применения [3].

Классификация электронных учебных изданий

Анализ существующих сегодня электронных учебных изданий показывает, что они имеют многослойный характер и требуют классификации. С одной стороны, по выполняемым функциям их можно отнести к учебным изданиям и соответственно, применить к ним принципы классификации, используемые для учебной книги [2]. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий, и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий [10]. С третьей стороны, по технологии создания они являются программным продуктом и к ним может быть применен Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 [26].
Поэтому в основу классификации электронных учебных изданий положены общепринятые способы классификации как учебных, так и электронных изданий, и программных средств.

Учебные издания различают:
- по функциональному признаку, определяющему значение и место учебных изданий в
- учебном процессе;
- по целевому назначению;
- по характеру представляемой информации;
- по организации текста;
- по форме изложения [2].

Электронные издания различают:
- по наличию печатного эквивалента;
- по природе основной информации;
- по целевому назначению;
- по технологии распространения;
- по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания;
- по периодичности;
- по структуре [10].

Исходя из описанных в современной литературе и общероссийских стандартах критериев, электронные учебные издания следует различать по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, по структуре, по характеру представляемой информации, по форме изложения, по целевому назначению, по наличию печатного эквивалента, по природе основной информации, по технологии распространения, по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания [3].
В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий [2], которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, и применима к электронным учебным изданиям:

  • программно-методические (учебные планы и учебные программы);
  • учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
  • обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
  • вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).

Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу - контролирующие электронные учебные издания, к которым следует отнести тестирующие программы и базы данных.
Электронные учебные издания по структуре можно разделить на однотомные (выпущенные на одном машиночитаемом носителе) и многотомные (состоящие из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе, представляющие собой единое целое по содержанию и оформлению). Также можно выделить серийные электронные издания, включающие совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.
По характеру представляемой информации можно выделить такие устоявшиеся виды электронных учебных изданий, как учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия, книга для чтения.
По форме изложения материала [2] электронные учебные издания могут быть разделены на конвекционные (реализуют информационную функцию обучения), программированные (созданные с помощью средств программирования), проблемные (базируются на теории проблемного обучения и направлены на развитие логического мышления) и комбинированные, или универсальные (содержат отдельные элементы перечисленных моделей).
По целевому назначению электронные учебные издания могут быть разделены на пять основных групп: для школьников, для бакалавров, для дипломированных специалистов, для магистров, для взрослых. Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня.
По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных учебных изданий:
- электронный аналог печатного учебного издания - электронное учебное издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);
- самостоятельное электронное учебное издание - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.
По природе основной информации выделяются следующие виды электронных учебных изданий [10]:
- текстовое (символьное) - электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольное обработку;
- изобразительное - электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;
- звуковое - электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;
- программный продукт - самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода;
- мультимедийное - электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами.
По технологии распространения можно выделить:
- локальное электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
- сетевое электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
- электронное издание комбинированного распространения, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.
По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания можно выделить две группы:
- детерминированное электронное издание (параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем);
- недетерминированное электронное издание (параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем).

Используя классификацию программных средств, представленную в общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93, в котором имеется отдельный подкласс 50 7000 - Прикладные программные средства учебного назначения [26], можно классифицировать электронные учебные издания по технологии создания как педагогические, обучающие, контролирующие, демонстрационные, досуговые, вспомогательные программные средства, а также программные средства для тренажеров, для моделирования, для управления учебным процессом, для создания программ учебного назначения, для профориентации и профотбора, для коррекционного обучения детей с нарушениями развития.

Все представленные принципы классификации позволяют учесть отдельные характеристики электронных учебных изданий. Можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен быть не конгломератом разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора.
Содержание электронных учебных изданий должно быть адекватно ГОСам ВПО и современным технологиям обучения, учитывать необходимость активного использования компьютерной техники в учебном процессе. Учебный материал должен быть структурирован в них таким образом, чтобы сформировать у обучаемого личный тезаурус научно-предметных знаний, развить навыки владения профессиональными приемами, методами и способами их применения.

Электронные учебные издания в историческом образовании

Электронные издания по историческим дисциплинам имеют специфику, связанную с особенностями гуманитарного знания и местом гуманитарных дисциплин в структуре образовательных программ.
Основными требованиями к учебной литературе гуманитарного и социально-экономического цикла являются следующие.
- Соблюдение принципов историзма и преемственности.
- Соответствие ГОСам ВПО.
- Соблюдение этических и эстетических норм при изложении материала.
- Полнота и объективность библиографических сведений.
- Включение необходимого справочного аппарата [2].

Рассмотрим особенности ЭУИ по историческим дисциплинам.

  1. Одной из основных отличительных особенностей гуманитарных знаний в целом является их неформализованный характер. Учебные издания по гуманитарным дисциплинам обычно содержат информацию преимущественно в текстовом виде и сопровождаются наличием обширного иллюстративного материала. Это служит препятствием при создании ЭУИ. Такие тексты трудно поддаются структурированию, необходимому для гипертекстовой организации учебного материала, что требует основательной дидактической подготовки авторов учебных изданий.
    С этим связана необходимость не только разработки специфических программных средств учебного назначения, но и создания электронных версий традиционных учебных изданий.
    Основным ЭУИ при изучении исторических дисциплин становится мультимедийный учебник, основанный на использовании гипертекста, видео и аудио приложений, анимации, большого количества иллюстративного материала. Мультимедиа приложения позволяют максимально усилить образовательные эффекты, апеллирующие к медико-психологическим особенностям восприятия учебной информации.
  2. ЭУИ по историческим дисциплинам являются полифункциональными, так как ориентированы на различные категории обучающихся. Этим определяется многоуровневый модульный характер их структуры. Гипертекстовая структура электронных изданий позволяет дополнить базовый инвариантный учебный материал специализированными учебными блоками, связанными с различными предметными областями, в которых работают обучающиеся, и составляющими вариативную часть учебных дисциплин. Так, например, курс отечественной истории, предназначенный для студентов-физиков, может включать в себя раздел по истории науки и техники, для филологов - расширенный материал по истории культуры и т.д.
  3. Специфика ЭУИ по историческим дисциплинам определяется и тем, что с их помощью формируется мировоззрение студентов, личностная культура и т.д. Поэтому учебные издания в этих областях должны быть выверены не только с содержательной и дидактической, но и с концептуальной точки зрения. Авторы учебных изданий по историческим дисциплинам должны придерживаться четкой мировоззренческой позиции, стремиться к непротиворечивому изложению системы взглядов на мир.
  4. При создании ЭУИ по историческим дисциплинам широкие возможности открывает сеть Интернет. Специфика электронных изданий позволяет делать прямые ссылки на размещенные во всемирной сети ресурсы, расширяя тем самым доступ учащихся к информации и формируя основания поисковой учебной деятельности.
  5. ЭУИ по историческим дисциплинам в обязательном порядке должны создаваться как учебно-методические комплексы, включающие не только учебник, но и хрестоматию, практикум, словарь, тестирующую программу или банк контрольных вопросов и заданий. При этом важно, чтобы такие комплексы создавались одним коллективом авторов, т.к. разрозненность изданий, противоречивость их содержания затрудняют процесс овладения гуманитарными знаниями.

Основными видами ЭУИ по историческим дисциплинам будут являться текстовые издания, распределенные по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, следующим образом.
Программно-методические ЭУИ: учебный план, учебная программа.
Обучающие ЭУИ: мультимедийный учебник, электронный текстовый учебник, электронное учебное пособие, курс лекций в электронном виде, конспект лекций в электронном виде.
Вспомогательные ЭУИ: практикум, сборник документов и материалов, хрестоматия, книга для чтения, энциклопедия, антология, словарь, справочник.
Учебно-методические ЭУИ: методические указания, методические рекомендации.
Контролирующие ЭУИ: тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий.

Учебно-методические материалы должны обеспечивать все виды учебной деятельности. При этом они могут различаться в зависимости от вида учебной деятельности.
Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция. Лекция - форма организации учебного процесса, направленная на формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентом учебного материала. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционная лекция имеет несомненные преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность.
Многообразие в подборе и построении материала и методик изложения лекционного материала определяется не только особенностями научной дисциплины, но и профилем вуза, факультета, кафедры. Методика чтения лекций зависит от этапа изучения предмета и уровня общей подготовки обучающихся, форма ее проведения - от характера темы и содержания материала.
Педагоги выделяют три основных типа лекций, применяемых при очном обучении для передачи теоретического материала: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция. В зависимости от предмета изучаемой дисциплины и дидактических целей могут быть использованы такие лекционные формы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками и др. [27].
ЭУИ, применяемые на лекциях, должны обеспечивать возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, анимационными роликами со звковым сопровождением, предоставлять педагогу средства демонстрации сложных явлений и процессов, визуализации создаваемых на лекции текста, графики, звука.
Более того, применение информационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционно осуществляемого во время лекций, с помощью специально разработанных ЭУИ. При этом качество усвоения теоретического материала, не уступающее тому, которое достигается при чтении лекций, может быть достигнуто за счет создания компьютерных обучающих программ и использования телекоммуникаций в учебном процессе.

Для организации изучения теоретического материала могут быть использованы следующие виды ЭУИ.

  • Видеолекция. Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Такие дополнения не только обогащают содержание лекции, но и делают ее изложение более живым и привлекательным для студентов. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.
  • Мультимедиа лекция. Для самостоятельной работы над лекционным материалом могут быть разработаны интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.
  • Традиционные аналоговые обучающие издания: электронные тексты лекций, опорные конспекты, методические пособия для изучения теоретического материала и т.д.

Практическое занятие - форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем обсуждения первоисточников и решения к конкретных задач, проходящее под руководством преподавателя.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.
ЭУИ, применяемые на практических занятиях, должны предоставлять обучаемому сведения о теме, цели и порядке проведения занятия; контролировать знания каждого обучаемого; выдавать обучаемому информацию о правильности ответа; предъявлять необходимый теоретический материал или методику решения задач; оценивать знания обучаемых; осуществлять обратную связь в режиме "педагог - ЭУИ - обучаемый".

Основной формой организации практических занятий у историков являются семинарские занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Семинарское занятие - форма организации учебного процесса, направленная на коллективное обсуждение теоретических и методических вопросов курса. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.
Теоретический характер семинарских занятий определяет специфику применяемых ЭУИ, которые должны быть представлены, главным образов, в текстовом виде. К числу ЭУИ, применяемых на семинарских занятиях, можно отнести следующие: хрестоматия, сборник документов и материалов, опорные конспекты лекций, электронный учебник, учебное пособие и т.д.

Внедрение в учебный процесс информационных технологий сопровождается увеличением объемов самостоятельной работы студентов (СРС).
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. СРС включает собственно самостоятельную работу студентов и научно-исследовательскую работу, осуществляемую под руководством преподавателя.
В традиционной педагогике при очном обучении СРС включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с литературой. С использованием НИТ возможности организации СРС расширяются. Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено СРС в целом, но ее основу теперь составляет самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных. По существу, все известные виды ЭУИ могут служить основой для организации СРС.
Расширение сферы самостоятельной работы студентов приводит к увеличению ее доли в организации учебного процесса. Фактически речь идет о самостоятельной работе студентов с лекционным (теоретическим) материалом, о текущем и промежуточном самоконтроле, о выполнении студенческой исследовательской работы, о подготовке к семинарским или практическим работам, о работе с компьютерными тренажерами и имитационными моделями и т.д. При полном методическом обеспечении учебной дисциплины доля СРС может составлять около двух третей семестровой учебной нагрузки студента.
Расширение объема самостоятельной работы студентов с использованием НИТ сопровождается расширением информативного поля, в котором работает студент. Это особенно важно для организации научно-исследовательской работы студентов, которая традиционно сводится к проведению научных студенческих семинаров, конференций, к выполнению учебно-исследовательских заданий, написанию курсовых и дипломных сочинений и проектов.
Информационные технологии позволяют использовать как основу для СРС и НИРС не только печатную продукцию учебного или исследовательского характера, но и электронные издания, ресурсы сети Интернет - электронные базы данных, каталоги и фонды библиотек, архивов и т.д.
Самостоятельная работа студентов на основе НИТ - учебно-познавательная деятельность студентов, включающая следующие организационные формы: работа с электронным учебником, просмотр видеолекций, прослушивание аудиокассет, работа с компьютерными тренажерами, компьютерное тестирование, изучение печатных и др. учебных и методических материалов.
Содержание и структура ЭУИ, применяемых в ходе самостоятельной работы обучаемых, должны соответствовать учебной программе изучаемой дисциплины с одновременной ориентацией на углубленное изучение теории. Такие ЭУИ должны обладать более детальной системой контекстно-зависимых справок, комментариев и подсказок.

Увеличение СРС требует организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций, которые теперь усложняются с точки зрения дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности (лекции, практики, семинары, лабораторные практикумы и т.д.).
Это требует разработки специальных учебно-методических изданий вспомогательного (справочного) характера, с помощью которых учащиеся могли бы получать консультативную помощь. К их числу следует отнести: энциклопедии, словари, хрестоматии, справочники и т.п.

Педагогический контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности студентов, педагогического мастерства преподавателя и качества созданной обучающей системы. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения неизбежно ведут к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля. При этом формы контроля остаются практически неизменными.
По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. По формам систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений и др.
Практически все возможные виды контроля могут быть реализованы с помощью ЭУИ, на основе специально разработанных компьютерных программ, позволяющих снять часть нагрузки с преподавателя и усилить эффективность и своевременность контроля. Таким образом, применение НИТ расширяет возможности контроля учебного процесса.
Особенно эффективно использование ЭУИ в системе текущего и промежуточного контроля. Использование ЭУИ позволяет организовать практически все виды контроля на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания. Подобные ЭУИ выполняют и функцию проверки, т.к. имеют возможность обрабатывать результаты проверки и высылать их преподавателю или вводить в журнал успеваемости.
Компьютерная тестирующая система - учебное издание, которое обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля. Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя.

В историческом образовании важное место отводится учебной практике. Работа в архивах, с первоисточниками, полевая практика - далеко не полный перечень учебной деятельности, когда на первое место выдвигается получение студентом практических навыков. Конечно, на компьютере нельзя научить студента вести археологические раскопки, собирать фольклорный материал. Но он может выступать как средство для реализации имитационных моделей, тренажеров и т.п. С помощью компьютерных программ может быть организован тренинг по подготовке к археологическим раскопкам, по сбору этнографического материала, по реконструкции памятников, чтению архивных документов и т.д.
Компьютерные тренажеры позволят не только частично перенести на компьютер существующие формы практической подготовки, но и создать совершенно новые по содержанию работы, позволяющие осуществить историческое прогнозирование, построить вероятностные модели исторического развития. Они могут быть использованы и в традиционном обучении для отработки предварительных навыков, необходимых для практической деятельности. Здесь же можно обучиться и правильно оформлять научный отчет, представлять результаты своей работы.
Компьютеризация архивов, музеев может облегчить прохождение архивной и музейной практики в центре удаленного доступа. Конечно, компьютеру при этом отводится лишь роль экспериментальной установки, полигона для отработки практических приемов и навыков, необходимых в профессиональной подготовке. Реальная учебная практика будет возможна лишь с привлечением местных преподавательских кадров и образовательных ресурсов (музеи, архивы, лаборатории) [22].
В ряду электронных средств учебного назначения особое значение имеют учебно-методические комплекcы (УМК). Каждый УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п. Создание УМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач.

Учебно-методические комплекcы могут быть представлены как мультимедиа курсы, каждый из которых представляет собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса [13].
Современный учебный мультимедиа курс - это не просто интерактивный текстовый (или даже гипертекстовый) материал, дополненный видео- и аудиоматериалами и представленный в электронном виде. Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях. В комплект курса рекомендуется включать видео- и аудиокассеты, а также печатные материалы. Это обусловлено не только техническими и экономическими соображениями (оцифрованное "живое" видео требует весьма больших объемов памяти, видеомагнитофон существенно доступнее по цене, чем мультимедиа-компьютер, работа с печатным материалом более привычна для учащихся), но и соображениями психологического характера. Наличие у учащегося ведущей сенсорной модальности (основного канала восприятия информации) приводит к тому, что одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики).

Мультимедиа курс является средством комплексного воздействия на обучающегося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей. Структура и пользовательский интерфейс этих частей курса должны обеспечить эффективную помощь при изучении материала.
Основой УМК (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее входят:
- электронный учебник,
- электронный справочник,
- тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры),
- задачник,
- электронный лабораторный практикум,
- компьютерная тестирующая система.
С учетом специфики исторических дисциплин данная структура может быть скорректирована. В данном случае из структуры УМК могут быть исключены задачник и электронный лабораторный практикум, но эта структура должна быть дополнена сборником электронных документов или электронной хрестоматией:
- электронный учебник,
- электронная хрестоматия,
- электронный справочник,
- тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры),
- компьютерная тестирующая система.
Рассмотрим кратко назначение, состав и технологию создания интерактивных компонент УМК для исторического образования.

Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории.
Компьютерный учебник содержит тщательно структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить не только оптимальную траекторию изучения материала, но и удобный темп работы и способ изложения материала, соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. В электронном учебнике может быть предусмотрена возможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализа преподавателем.
Нелинейная организация учебного материала, многослойность и интерактивность каждого кадра, а также возможность протоколирования информации о выборе учащимся траектории обучения определяют специфику электронного учебника.

Электронная хрестоматия - это сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В состав хрестоматии могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Методические указания ориентируют учащегося при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят.

Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме.
В электронный справочник включается информация как дублирующая, так и дополняющая материал учебника.
Обычно электронный справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д. Каждая единица списка гиперактивна - ее активизация позволяет обратиться к гиперссылке, содержащей толкование термина, перевод и грамматические характеристики иностранного слова, энциклопедическое описание и т.д.
В электронный справочник обычно можно войти из любого раздела курса с помощью специальной кнопки в главном меню. Собственное меню справочника, как правило, представляет собой алфавит, оформленный в разных дизайнерских решениях. Активизация кнопки-буквы обеспечивает доступ к соответствующему фрагменту справочника.
В настоящее время наличие справочной системы является обязательным для любого УМК. При этом электронный справочник может быть представлен как самостоятельный элемент УМК или встроен в электронный учебник.

Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.
В отличие от вышеописанных компонент, компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами.
Компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов.
В качестве тренажера может использоваться и компьютерная тестирующая система, которая обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.
Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя. В последнем случае в нее включается система подготовки тестов, облегчающая процесс их создания и модификацию (в простейшем случае это может быть текстовый редактор). Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования. Тестирующая система может быть встроена в оболочку электронного учебника, но может существовать и как самостоятельный элемент УМК. В этом случае тестирующие программы по различным дисциплинам целесообразно объединять в единой базе данных.
Представленные компоненты мультимедиа курса сами по себе не решают педагогических задач. Обучающая функция реализуется в мультимедиа курсе через педагогический сценарий, с помощью которого преподаватель выстраивает образовательные траектории.

Ресурсы Интернет в историческом образовании

Среди электронных учебных изданий все большее распространение приобретают сетевые ресурсы, размещенные в сети Интернет. Появляется все большее количество ресурсов на историческую тематику. Этот процесс начинался стихийно. Создавалось множество разнородных (по структуре, типу представления информации, функциональному и целевому назначению, форме изложения материала, технологии создания) образовательных Интернет ресурсов. Постепенно формировались базы данных о исторических ресурсах Интернет, появлялись специализированные каталоги и поисковые системы. Только с введением федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", началось централизованное создание общероссийских и региональных образовательных порталов, что облегчает ориентирование во множестве разнородных образовательных Интернет ресурсов, в том числе и исторических.
Работа с сетевыми научно-образовательными ресурсами имеет специфику и предполагает наличие у пользователей навыков работы в сети, знакомства с браузерами, представления о методах поиска информации в Интернете, о способах ее обработки и сохранения.

Первая проблема, которая встает перед историком, обратившимся за информацией к сети Интернет, - это проблема поиска информации. Что и как искать в Интернет - вот первые вопросы, с которыми сталкивается каждый пользователь сети.
Следующая проблема, встающая перед историком, - это определение пригодности найденных ресурсов для образовательных целей. Существует множество исторических ресурсов, никогда не проверявшихся на соответствие государственным образовательным стандартам. Естественно, что при подготовке, например, к сдаче государственного квалификационного экзамена, использование таких ресурсов ставится под сомнение. При изучении любого курса может возникнуть проблема несоответствия найденного в Интернет учебного пособия учебной программе образовательного заведения, в котором вы обучаетесь или преподаете. Возможно также определенное противоречие между научными взглядами, методологией автора найденного ресурса (представителя одной исторической школы) и научно-исследовательской традицией Вашего учебного учреждения (другой исторической школы).
Разнообразие природы представляемой информации в Интернет ставит проблему выбора программных и технических средств работы с найденными ресурсами. Существует множество форматов представления текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Также при работе в Интернет возможны различные способы передачи данных и их кодирование. Поэтому пользователю приходится пользоваться различными программными приложениями, обладать навыками работы в каждом из них, уметь идентифицировать формат полученных данных соответствующему, наиболее подходящему программному средству. Все это помогает оптимизировать работу историка с ресурсами Интернет.
Рассмотрим некоторые пути решения поставленных проблем.

Что искать? Для ответа на этот вопрос историк в своей образовательной деятельности обращается к своему учебному плану (программе), формулирует интересующую его тему, проблему. Так же при необходимости можно определить характер искомой информации, которая может различаться по структуре, типу представления, функциональному и целевому назначению, форме изложения материала, технологии создания. Чем точнее будет определена цель поиска, тем меньше времени и сил будет затрачено.
Как искать? Для нахождения интересующей информации, необходимо установить местонахождение в сети Интернет ресурсов, на которых эта информация может быть размещена. Такие сведения можно обнаружить в базах данных поисковых систем, тематических поисковых каталогах, а также в печатных изданиях.
Основные русскоязычные поисковые системы rambler, yandex, aport, google. Поиск в подобных системах осуществляется по запросу, который формулируется в виде текста. Поисковая система находит все ресурсы удовлетворяющие запросу и зарегистрированные в базе данных "поисковика". Поэтому невозможно через такую систему найти все имеющиеся ресурсы. Чтобы увеличить вероятность нахождения нужной информации, желательно использовать как можно больше поисковых систем. По одному и тому же запросу результаты поиска на разных "поисковиках", как правило, будут отличаться, потому что ресурсы могут регистрироваться в различных поисковых системах.
В разных поисковых системах процедуры обработки запросов отличаются друг от друга. Но можно выделить общую особенность: часто в процессе отбора ресурсов запрос сопоставляется не только с текстом названия ресурсов и их описания, но и с текстом содержания его различных документов. Поэтому далеко не все найденные по тематике ресурсы будут соответствовать запросу. Так, например, на www.rambler.ru на запрос "генезис капитализма в Западной Европе" был найдено 1271 документ. Из них только первые 6 документов полностью соответствуют запросу. Остальные документы содержат в себе отдельные слова из запроса ("генезис", "капитализм", "западный", "Европа") в разных падежах и количествах. Существование этих слов в тексте найденных документов не означает их соответствие цели поиска. Но и пренебрегать такими документам при возможности тоже не стоит. На них вполне может оказаться искомая информация или полезная ссылка. Также следует учитывать, что найденные поисковой системой ресурсы не исчерпывают всю информацию, которая имеется в сети Интернет по интересующей исследователя тематике.
Учитывая особенности описанной выше процедуры обработки запроса поисковой системой, поставим вопрос - как оптимизировать поиск информации, максимально увеличить степень вероятности нахождения нужного материала. Во многом это достигается корректным формулированием запроса и использованием возможностей расширенного поиска, позволяющего пользователю оптимально настроить процедуру обработки запроса поисковой системой.
Преимущества поиска через "поисковики", в отличие от поиска через специализированные каталоги, заключается в возможности выхода за рамки сугубо исторических ресурсов. Часто полезная информация может быть найдена на сайтах посвященных другим темам, научным дисциплинам (новости, политика, экономика, форумы, официальные Интернет-представительства организаций и пр.). Кроме того, поисковые системы способны к аккумуляции сведений об огромном количестве ресурсов, благодаря своей немногочисленности и популярности. Практически любой новый сайт регистрируется на "Яндексе" или "Рамблере". Мимо этих "гигантов" ничего не проходит мимо.

Специализированные исторические каталоги могут существовать в рамках какого-либо поискового, информационного, образовательного, научно-исследовательского и др. ресурса или как самостоятельный ресурс. Тематический каталог представляет собой коллекцию ссылок на ресурсы, систематизированную определенным образом. Критерием классификации может быть популярность, структура, тип представления информации, функциональное и целевое назначение, форма изложения материала, технология создания и пр. Так же в каталогах пользователю может быть предложена возможность поиска. Например на федеральном портале "Российское образование" ресурсы классифицированы по уровням образования (дошкольное, общее, профессиональное…), научным дисциплинам (астрономия, биология, география, информатика, иностранный язык, история…), функциональному назначению (учебники, задачники, тесты…), целевому назначению (учащиеся, преподаватели, абитуриенты…).
В отличие от поисковых систем, каталоги в большей степени отвечают ожиданиям пользователя найти нужную информацию, так как поиск происходит в уже отфильтрованных ресурсах, соответствующих определенной теме. Недостатки же заключаются в том, что, как правило, базы данных каталогов по объему несравненно меньше, чем в поисковых системах. Каталогов очень много и поэтому затруднительно регистрировать новый ресурс во всех них сразу, поэтому информация о появляющихся новых ресурсах распыляется по многочисленным каталогам.

Ссылки на ресурсы Интернет можно найти и за его пределами. В настоящее время издается все больше литературы, которая либо полностью посвящена описанию существующих ресурсов Интернет, либо содержит ссылки на них, например, в библиографии. В публикуемых исторических исследованиях все чаще встречаются ссылки на электронные ресурсы. В рамках изучения исторической информатики различными вузами разрабатываются сборники с описанием существующих и вновь создаваемых исторических сайтов. Некоторые ресурсы можно найти только в таких сборниках, потому что регистрация каждого нового сайта в поисковых системах и специализированных каталогах проводится не всегда. О существовании таких ресурсов известно, как правило, в узких кругах. Это происходит из-за того, что разработчиков сайтов, особенно по научно-исследовательской тематике, почему-то мало интересует доступность к ресурсу пользователей Интернет и его популярность.
В целом, для успешного поиска интересующих вас ресурсов Интернет необходимо сочетание всех трех выше перечисленных способов (поисковые системы, специализированные тематические каталоги, печатные издания).

Найденные в сети Интернет ресурсы необходимо проверить на степень достоверности, соответствия государственным образовательным стандартам вообще и Вашей учебной программе (плану), в частности. И только после этого можно начинать работу с найденными ресурсами, для этого необходимо иметь представление о некоторых программных и технических средствах работы с информацией из сети.
Существуют общепринятые стандарты кодирования и способов передачи информации. Но их достаточно много, и не всегда самое универсальное программное средство может обеспечить воспроизведение найденной в Интернете информации. Поэтому пользователю Интернета нужно обладать навыками распознавания форматов данных и навыками элементарной работы с ними в специализированных программных средах.
При работе в сети Интернет историк может столкнуться с различными по способам представления видами информации: текстовой, изобразительной (графической), аудио, видео.

Текстовая информация может встречаться в следующих форматах данных:

  • htm (html) - язык разметки гипертекстовых документов - основной способ хранения и передачи документов в Internet. Воспроизводится всеми стандартными браузерами (Internet Explore, Netscape Navigator, Opera). Документ можно сохранять и редактировать в текстовых редакторах. Обычно при работе с такими документами могут возникать проблемы с некорректным определением кодировки данных браузером. Стандартные браузеры позволяют пользователю самостоятельно определить кодировку, поэтому можно попробовать перебрать все кириллические кодировки и найти нужную.
  • txt - стандартный формат текстового файла. Воспроизводится практически всеми стандартными текстовыми редакторами.
  • doc - текстовый документ MS Word. Возможно редактирование с использованием стандартных средств MS Windows.
  • pdf - воспроизводится специализированным программным средством Adobe Acrobat Reader. Текст можно только прочитать или распечатать. Редактирование и копирование фрагмента в буфер обмена данных ОС невозможно.

Графическая информация обычно представляется в Интернет форматами gif и jpg. Все они могут воспроизводиться браузерами, сохраняться, импортироваться в текстовые документы MS Word. Элементарное редактирование доступно в графическом редакторе Paint - стандартном средстве Windows. Формат gif может представлять анимированное изображение. Такие файлы невозможно воспроизвести в динамике через текстовые редакторы. Существует еще один формат графических файлов - swf (flash-графика), который обычно используется для отображения анимации. Такую графику не возможно сохранить из браузера (нужны специальные средства), невозможно импортировать в текстовые редакторы. Воспроизведение возможно через браузеры и специальные анимационные проигрыватели.

Большинство аудио и видео форматов, встречаемых в Интернете, воспроизводятся стандартными мультимедиа средствами операционной системы. При отсутствии какого-либо необходимого для воспроизведения программного компонента лучше всего обратиться к системному администратору или специалисту, в компетенции и возможности которого разрешить подобные проблемы.

Кроме различных способов представления информации в сети Интернет, существуют и разные способы передачи данных. Наиболее распространенный способ - с помощью http (HyperText Transfer Protocol), который позволяет принимать и посылать не только гипертекстовые документы (типа html), но и любые другие (тексты (txt), изображения (gif, jpg и т.д.). Представление информации происходит через браузер. Скачивание файлов с удаленного сервера осуществляется средствами браузера. Возможно также использование специальных программ для скачивания файлов со значительно расширенными функциональными возможностями.
Еще один наиболее распространенный способ передачи информации по сети - с помощью ftp (File Transfer Protocol) - протокол передачи файлов, определяющий правила хранения и передачи файлов с одного компьютера на другой и предназначенный для пересылки файлов. Иногда на web-страницах могут быть найдены ссылки на файл находящийся на ftp-сервере. Скачать такой файл спосбны стандартные браузеры, хотя функция работы с ftp реализована во многих файл-менеджерах (Norton Commander, Far, Windows Commander), а также других специализированных программах, предоставляющих более широкие возможности при работе с ftp.

Скаченные файлы часто оказываются заархивированными. Для извлечения информации из архива необходимо использование специальных программ, наиболее распространенными среди которых являются zip и rar. Использование архивов позволяет сжать информацию, уменьшив тем самым время, потраченное на ее получение из сети Интернет. Возможные проблемы при работе с архивами, как правило связаны с несоответствием версий архиваторов. Файл сжатый более поздней версией архиватора обычно не понимается более ранними версиями.

Заключение

Мы рассмотрели основные моменты, связанные с распространением электронных учебных изданий, предназначенных для историков, а также проанализировали особенности работы с сетевыми электронными ресурсами.
Обобщение материалов, приведенных в пособии, позволяет сделать следующие выводы.

  1. Применение ЭУИ в историческом образовании связано с развитием информационных и коммуникационных технологий и способствует интенсификации процесса образования, увеличению доли самостоятельной работы в учебном процессе.
  2. Наибольшая эффективность учебного процесса при использовании электронных учебных изданий достигается при условии правильного выбора ЭУИ в соответствии с направлением образования, с учетом специфики ЭУИ в области исторических знаний и в зависимости от конкретных форм организации учебного процесса.
  3. В историческом образовании значительное место могут занять сетевые учебные ресурсы, количество которых постоянно растет. Кроме того, в историческом образовании могут быть использованы практически не только учебные сетевые издания, но и электронные исторические источники, размещенные в Интернете.
  4. Дальнейшее развитие исторического сегмента сети Интернет должно сопровождаться появлением качественных и разнообразных ресурсов для образования.

Литература

  1. "Круглый стол" по проблеме "Историк, источник и Интернет" // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". 2000. № 26/27. С.127-171.
  2. Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. М., 2001.
  3. Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г., Гришкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Коршунов С.В., Макаров С.И., Можаева Г.В., Нежурина М.И., Позднеев Б.М., Роберт И.В., Соловов А.В., Теслинов А.Г., Щенников С.А. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий. Томск, 2002.
  4. Бородкин Л.И., Владимиров В.Н., Гарскова И.М. Азбука Интернета // Новая и новейшая история. 1999. № 1. С.229-234.
  5. Бородкин Л.И., Владимиров В.Н., Силин Н.Н. Поиск в Интернете // Новая и новейшая история. 1999. № 2. С.183-192.
  6. Владимиров В.Н. INTERNET для историка: глобальная информационная игрушка или новая парадигма? // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". 1996. № 18. С.99-109.
  7. Владимиров В.Н. Интернет для историка: и все-таки новая парадигма.// Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М.,2001. С.279.
  8. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В.. Авторский мультимедийный курс как основа дистанционного обучения // Новые информационные технологии в университетском образовании. Материалы Международной научно-методической конференции. Новосибирск, 17-19 марта 1998г. - С. 184.
  9. Вымятнин В.М., Демкин В.П.. Психологические проблемы создания авторских мультимедиа-курсов // Психологический универсум образования человека ноэтического. Материалы Международного симпозиума. Томск, 27-29 сентября 1998г. - С. 46.
  10. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
  11. Демкин В.П., Вымятнин В.М., Можаева Г.В., Тарунина Г.А.. Дистанционное обучение в гуманитарном образовании // Интернет - новая информационная среда исторической науки. Тезисы докладов Международной конференции. Барнаул, 26-28 мая 1998г. - С. 17 - 20.
  12. Демкин В.П., Можаева Г.В. Гуманитарное образование в информационном обществе // Открытое и дистанционное образование. Научно-методический журнал. - 2002. - №3 (7). - С. 24 - 30.
  13. Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. Томск, 2002.
  14. Злобин Е.В. Internet как исторический источник для изучения военных проблем новейшей российской истории // Круг идей: историческая информатика на пороге XX века. М.-Чебоксары, 1999. С.263-292.
  15. Интернет - новая информационная среда исторической науки. Тезисы международной конференции. 26 - 28 мая 1998 г. Барнаул, 1998. 56 c.
  16. Лукиных Т. Н., Можаева Г.В., Рожнева Ж.А. Ресурсы сети Интернет: к проблеме источниковедческого описания // Педагогические аспекты исторической информатики: Выпуск 3: Информационное обеспечение исторического образования. Сб. статей. Минск-Гродно, 2003. С. 98-102.
  17. Могильницкий Б.Г., Можаева Г.В. Организация семинара в системе дистанционного обучения // Открытое и дистанционное образование. 2000. № 2. С. 78-81.
  18. Можаева Г.В. Интернет для историков: о модели построения тематического образовательного портала // Открытое и дистанционное образование: анализ опыта и перспективы развития: Материалы международной конференции (Россия, Барнаул, 2 - 4 октября 2002 г.)/Под ред. С.А. Безносюка. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. - С. 243 - 247.
  19. Можаева Г.В. Информационные технологии в подготовке историков-педагогов // Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. Сб. тезисов и докладов Всероссийской конференции. М., 2000. С. 103-107.
  20. Можаева Г.В. Мультимедиа в преподавании истории // Интернет. Общество. Личность. Тезисы докладов Международной конференции. СПб., 1-5 февраля 1999 г. С. 214.
  21. Можаева Г.В. Подготовка студентов-историков к работе в системе ДО // Научное и методическое обеспечение системы дистанционного образования: материалы Международной конференции. Томск, 2000. С. 95-97.
  22. Можаева Г.В. Преподавание истории в системе дистанционного образования // Новые информационные технологии в университетском образовании. Материалы Международной научно-практической конференции Новосибирск, 17-19 марта 1999г. - С. 197-199.
  23. Можаева Г.В. Принципы классификации электронных учебных изданий // Педагогические аспекты исторической информатики: Выпуск 3: Информационное обеспечение исторического образования. Сб. статей. Минск-Гродно, 2003. С. 140-144.
  24. Можаева Г.В. Проектная деятельность в системе дистанционного образования // Теоретико-методологические проблемы исторического познания: Т.2. Минск, 2001. С. 114-117.
  25. Можаева Г.В., Тубалова И.В. Педагогический и технологический сценарий в разработке мультимедиа курсов // Открытое и дистанционное образование: анализ опыта и перспективы развития: Материалы международной конференции (Россия, Барнаул, 2 - 4 октября 2002 г.)/Под ред. С.А. Безносюка. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. - С.130 - 135.
  26. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (в редакции от 24.05.2000) [http://linux.nist.fss.ru/hr/doc/ok/okp1.htm]
  27. Педагогика и психология высшей школы. Серия "Учебники и учебные пособия высшей школы". Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.