Информация о регистрации
Информация о системе
Инструкция учащегося

ИНФОРМАЦИЯ О СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Добро пожаловать в систему дистанционного обучения "Электронный университет"!

    СДО "Электронный университет" - программный комплекс, обеспечивающий управление и сопровождение учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. Система разработана специалистами Института дистанционного образования Томского государственного университета и интегрирована в образовательный портал ТГУ.

    Система поддерживает как очную форму обучения, так и очно-заочную и заочную формы, осуществляемые с применением дистанционных образовательных технологий.

    При очном обучении СДО "Электронный университет" может использоваться:

  • для доступа к информационным ресурсам, обучающим программам и тестирующим системам с рабочих мест в учебных компьютерных классах;
  • для контроля знаний слушателей и оценки эффективности обучения;
  • для проведения промежуточного и выходного тестирования с целью проведения

        При очно-заочном и заочном обучении с применением дистанционных технологий к перечисленным выше вариантам использования СДО "Электронный университет" добавляются:

  • доступ к учебно-методическим ресурсам с рабочих мест слушателей;
  • возможность обмена сообщениями по электронной почте между преподавателем и слушателями;
  • возможность проведения консультаций в режиме чат и на форуме.

        В СДО можно выделить две компоненты - организационную и учебно-методическую. Организационная компонента содержит в себе:

  • рекламно-информационную систему, которая предоставляет всем заинтересованным лицам информацию об образовательных услугах, условиях обучения и т.д.;
  • систему регистрации и записи на учебную программу, позволяющую потенциальным слушателям зарегистрироваться в качестве абитуриентов и подать заявку на указанную ими программу;
  • систему обеспечения учебными и методическими материалами во время обучения по программе, предоставляющую возможность осуществлять эффективный поиск необходимой учебной информации в электронной библиотеке, включающей в себя мультимедиакурсы, учебно-методические комплексы и сетевые интерактивные программы;
  • систему сопровождения учебного процесса;
  • систему проведения мониторинга качества образовательных услуг.

        Учебно-методическая компонента включает в себя набор учебных программ разных уровней образования, учебных планов, образовательных ресурсов, контролирующих материалов. Автоматизированная система интегрирует в себе обе компоненты, обеспечивая в целом реализацию образовательных программ на основе технологий дистанционного обучения.

        Функционально автоматизированная система "Электронный университет" делится на две части - администраторскую и пользовательскую.

         Администраторская часть включает в себя рабочие места администратора системы, методиста и преподавателя. Рассмотрим возможности, предоставляемые системой методисту и преподавателю. Методист организует учебный процесс, осуществляя следующие функции:

  • формирование образовательных программ;
  • создание библиотеки электронных образовательных ресурсов, при необходимости прикрепляемых к курсам той или иной образовательной программы;
  • формирование учебных групп из числа абитуриентов на основе заявок на обучение, полученных через систему. Работая со слушателями группы, методист может включить и исключить из нее слушателя, отправить сообщение слушателю или всей группе. Методист имеет доступ к рабочему месту любого слушателя, зарегистрировавшегося в системе;
  • составление рабочего расписания занятий для каждой учебной группы на основе тематических учебно-производственных планов дисциплины (ТУППД). В расписании указывается полная информация о каждом занятии - форма проведения, используемые педагогические и информационные технологии, время начала занятия и его длительность. Использование гипертекстовых ссылок дает возможность учащимся из любого раздела расписания непосредственно перейти к электронным учебным материалам, контрольно-измерительным материалам и их выполнению, связаться с преподавателем и методистом, курирующим учебный процесс;
  • контроль успеваемости учащихся;
  • мониторинг эффективности образовательных программ, внесение изменений в систему анкетирования учащихся, а также генерация статистических отчетов по результатам анкетирования.

        Рабочее место преподавателя с некоторыми ограничениями функционально сходно с рабочим местом методиста. Преподаватель имеет возможность:

  • получать информацию об образовательных программах, предлагаемых Институтом дистанционного образования
  • просматривать списки групп, в которых проводятся занятия по данной дисциплине;
  • поддерживать постоянную связь с учащимися посредством форума, чата, системы личных сообщений или электронной почты;
  • пополнять библиотеку электронных образовательных ресурсов;
  • вести журнал успеваемости учащихся,
  • оставлять на сайте всю необходимую информацию.

        Но при этом преподаватель может работать только с теми группами, занятия у которых он ведет на текущий момент.

        Пользовательская часть системы подразделяется на категории <посетителей сайта>, <зарегистрированных пользователей (абитуриентов)> и <обучающихся>. Посетителю сайта предоставляется возможность ознакомиться с предлагаемыми в ИДО ТГУ образовательными программами - просмотреть описание, учебный план каждой программы, а также ознакомиться со списком и кратким содержанием электронных образовательных ресурсов, разработанных на базе Томского государственного университета. Зарегистрированный пользователь (абитуриент), кроме перечисленного выше, также имеет право записаться на обучение по выбранным программам. После того, как методист примет заявку на обучение, абитуриент переходит в категорию обучающихся.

        Для удобства обучающиеся объединяются в группы, однако возможно и индивидуальное обучение. Набор изучаемых курсов у слушателей одной учебной группы может варьироваться в зависимости от выбранной траектории обучения. Количество слушателей в учебной группе не ограничивается. К каждой группе прикрепляется методист, отвечающий за организацию учебного процесса, и преподаватели, ведущие учебные курсы. Обучающийся имеет возможность:

  • ознакомиться с содержанием и учебными планами образовательных программ;
  • выбрать индивидуальную траекторию обучения, сформировав учебную программу из предложенных модулей. Благодаря своей динамичности и гибкости модульный принцип обеспечивает легкое приспособление содержания обучения и возможности его усвоения к индивидуальным особенностям обучаемых. Наличие элективных модулей дает возможность максимально индивидуализировать образовательный процесс даже при групповой форме обучения;
  • скачивать или заниматься в интерактивном режиме с электронными образовательными ресурсами, необходимыми для изучения в рамках выбранной программы или курса;
  • просматривать расписание занятий, а также сообщения, оставляемые преподавателями и методистом на доске объявлений;
  • получить сведения о своих одногруппниках и преподавателях, и, при необходимости, отправить любому из них личное сообщение либо в системе, либо по электронной почте;
  • общаться на форуме и в режиме чат с преподавателями и одногруппниками;
  • пройти промежуточное или выходное тестирование;
  • получить доступ к системе мониторинга.

        В процессе обучения учащиеся должны ознакомиться с предложенными материалами, выполнить практические или тестовые задания, принять участие в семинарских занятиях, а также подготовить итоговый проект. Обучающиеся могут самостоятельно изучать материалы, рекомендованные преподавателем, а также искать в электронной библиотеке дополнительные материалы для изучения.

        Верхнее меню присутствует на каждой странице и является общим для образовательного портала "Электронный университет" и встроенной в него системы дистанционного обучения. Меню позволяет быстро перемещаться по общим разделам системы (рис. 1).


    Рис. 1. Верхнее меню

  • Раздел меню <Главная> позволяет перейти на страницу образовательного портала ТГУ <Электронный университет.
  • Раздел <Программы> содержит список дистанционных программ дополнительного образования по направлениям. Список направлений отображается в правой части окна, программы по данному направлению - в левой (рис. 2). Для просмотра аннотации и учебного плана программы кликните на ее название (рис. 3)


    Рис. 2. Раздел верхнего меню <Программы>


    Рис. 3. Аннотация программы

        Здесь же Вы имеете возможность подать заявку на заинтересовавшую Вас программу. Для этого Вам нужно кликнуть на кнопку <Записаться на программу> (рис. 4).


    Рис. 4. Запись на учебную программу

    Обратите, пожалуйста, внимание на то, что система примет Вашу заявку только после того, как Вы зарегистрируетесь и заполните все обязательные поля в разделе <Мой профиль> (см. ниже).

  • Раздел <Ресурсы> содержит информацию об электронных образовательных ресурсах, разработанных на базе Томского государственного университета и размещенных на образовательном портале "Электронный университет". В разделе имеется функция поиска, позволяющая найти нужный ресурс по предметной области, по имени автора, или по названию (слову в названии) (рис. 5).


    Рис. 5. Раздел <Ресурсы>

        Информация об авторах, содержании, предметной области ресурса и т.п. содержится в его индивидуальной карточке, открывающейся при нажатии на название ресурса (рис. 6).


    Рис. 6. Карточка ресурса

  • Раздел <Форум> позволяет перейти на страницу общего форума, где Вы можете задать методистам все интересующие вопросы (рис. 7).

        Информация об авторах, содержании, предметной области ресурса и т.п. содержится в его индивидуальной карточке, открывающейся при нажатии на название ресурса (рис. 6).


    Рис. 7. Страница форума

  • Раздел меню <Контакты> содержит сведения о методистах, занимающихся организацией дистанционного обучения по программам дополнительного образования, а также всю необходимую контактную информацию - электронные адреса и телефоны (рис. 8)


    Рис. 8. Страница <Контакты>

    Желаем удачи в работе с системой дистанционного обучения!